Рекомендации для образовательных организаций

Цель данного мониторинга в числе многих прочих содержит необходимость дать ориентиры развития образовательным организациям.

Технической основой для реализации электронного обучения в организации должна стать её информационная среда. Такая среда должна являться основой для организации обучения во всех формах, как традиционной, так и при электронном обучении, поскольку новые стандарты школьного образования (как уровня) диктуют единые требования к выпускникам той или иной системы, в независимости, от формы и методов обучения, использованных учебно-методических комплексов и личности учителя.

Такое понимание требований к информационной среде организации трансформирует её в среду информационно-образовательную, т. е. — это комплекс средств передачи данных и информационных ресурсов, программного и аппаратного обеспечения, организационно-методических условий, ориентированный на удовлетворение образовательных потребностей.

Для оценки готовности образовательной организация реализующей программы общего образования, к применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в независимости от её местоположения и уровня финансирования можно выполнить следующие мероприятия:

1. Анализ основных образовательных программ образовательной организации по уровням образования и иных локальных актов образовательной организации на наличие в данных документах информации свидетельствующей о применении и развитии информационно-коммуникационных технологий в образовательной организации.

2. Анализ программно-аппаратного обеспечения образовательного процесса организации с целью установления соответствия данных условий к созданию информационно-образовательной среды.

3. Анализ профессионально-кадрового обеспечения образовательного процесса организации с целью определения соответствия кадров новым требованиям к организации образовательного процесса в организации.

Данные мероприятия могут являться как частью внутреннего аудита организации, в рамках подготовки к новому учебному году, а могут быть частью внешней оценки при проведении государственных процедур лицензирования и аккредитации образовательных организаций. Необходимо понимать, что сегодня в рамках федерального или регионального законодательства нет четких критериев, определяющих готовность той или иной образовательной организации к реализации на практике такой формы получения образования как электронное обучение, кроме того не определены конкретные оболочки информационных систем, поэтому можно сделать вывод, что данные вопросы находятся исключительно в компетенции самих образовательных организаций.

Для образовательных организаций всех уровней становится жизненно важным уже сейчас приступить к реализации конкретных мероприятий, связанных с переходом в новое качество, а именно:

- Сформулировать развитие электронного обучения и внедрение дистанционных образовательных технологий как приоритетное направление развития, зафиксировав это в программных документах и приступить к реализации на основе детально проработанного плана с привлечением всех возможных ресурсов на решение этой задачи.

-      Приступить к переподготовке кадров образовательных организаций исключительно с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит педагогам включиться в электронную среду с позиции обучающихся и наработать понимание преимуществ, а также разобраться с проблемными зонами для дальнейшего использования на собственной практике.

-      Создать образовательные порталы, позволяющие реализовывать электронное обучение. Надо отметить, что такого рода разработки, используя заказанные Госкомитетом по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» и утвержденные функционально-технические требования, можно внедрить и централизовано и в каждой отдельно взятой организации.

-      Приступить к интеграции собственных платформ с региональными и платформами и системами (Портал «Электронное образование РБ», Порталы вузов (БГПУ, ВЭГУ, УГАТУ и др.), которые дают возможность без дополнительных ресурсов использовать самые передовые наработки в этой области.

-      Создать центр электронного обучения, объединив институционально людей, мотивированных на ускоренное внедрение в образовательной организации передовых технологий.

-      В качестве ориентиров развития использовать показатели данного мониторинга, как основного документа, определяющего необходимые области и процессы в системе электронного обучения.


Рекомендации для образовательных организаций